О центре

При поддержке
Президента
Российской Федерации

Предложить проект Вы эксперт? Зарегистрируйтесь!

Хабаровский край

Социальный Проект

"Свобода. Равенство. Братство"

Хабаровский край

Данная программа разработана для детей 4–7 лет и 7–10 лет, живущих с глухими либо слабослышащими родителями.

981

Данная программа разработана для детей 4–7 лет и 7–10 лет, живущих с глухими либо слабослышащими родителями. Люди с нарушением слуха для основной массы населения незаметны, ведь внешне они ничем не отличаются. Сегодня в России насчитывается около 90 тыс. глухонемых, что составляет 112 человек на 100 тыс. жителей, из них 30% – неслышащие родители. К сожалению, система социальной помощи глухим родителям и их слышащим детям в современной России развита недостаточно.

Из-за отсутствия речи у родителей адаптация их детей в общество проходит непросто, иногда последствием деформации ком-муникативного пространства является отставание ребенка в развитии:

- недоразвитие или отсутствие речи,

- расстройство ориентировки в предметной деятельности,

- искажение представлений о социальном окружении,

- нарушение потребностно-мотивационного плана деятельности и др.

Тем самым страдает развитие личности в целом. У детей возникает комплекс негативных состояний – неуверенности в себе, страха, гипертрофированная зависимость от близкого взрослого человека. Дети даже не подозревают, что многое они могут делать сами. В результате у детей формируется страх перед незнакомой обстановкой, общением с незнакомыми людьми.

Проблемы общения всегда интересовали ученых. Результатом усилий философов, социологов, психологов, этнографов, культурологов, психотерапевтов стало возникновение направления в психологии, получившего название социальная психология затрудненного общения. Это сложный феномен, который имеет как объективную, так и субъективную природу и формируется в пространстве координат "культура – личность – общение". Данное понятие используется как в широком, так и в узком смысле.

Широкий контекст категории "затрудненное общение" включает такие явления, как трудности, сбои, барьеры, конфликты, преграды и т. п., а узкий – фиксирует незначительные трудности общения, которые преодолеваются партнерами в процессе взаимодействия.

Взаимосвязь личности и общения базируется на процессе взаимодетерминации: личностные образования влияют на результаты общения, а те, в свою очередь, влияют на личность, формируя ее социальную сферу, систему отношений, навыки и умения коммуникативного поведения и т. д.

Дети, имеющие глухих или слабослышащих родителей, всегда находятся в пространстве затрудненного общения. Причины затрудненного общения порождаются природой реального взаимодействия, условиями жизни таких людей.

Помогая детям слабослышащих и глухих родителей в формировании навыков позитивного общения необходимо изменить характер и социальную среду, где они могут активно самореализоваться, будут успешными и признанными.

В связи с вышеперечисленным наша программа направлена на создание благоприятных условий для формирования навыков позитивного общения данной категории детей, на решение личностных и социальных проблем этих детей.

Цель программы – создание благоприятных условий для формирования опыта позитивного общения в социальной среде у детей, живущих с глухими либо слабослышащими родителями.

Задачи программы:

1. Подобрать, обучить и подготовить волонтеров к работе с детьми (роль сопровождения).

2. Организовать знакомство и совместную деятельность волонтеров с детьми для адаптации детей к общению с волонтерами (совместные мероприятия, посещение цирка, зоосада, музея, прогулки, занятия по лепке, рисованию, аппликации, оригами, музыкотерапии).

3. Включить детей в сотрудничество в творческой деятельности.

4. Провести рефлексию итогов проекта и планирование перспектив дальнейшего развития проекта.

Качественная и количественная оценка эффективности.

Качественная:

1. Дети, имеющие слабослышащих и глухих родителей, имеют опыт позитивного общения в социальной среде, испытывают желание продолжения совместной творческой деятельности и самореализации.

2. В социальной среде микрорайона создана благоприятная атмосфера для творческого взаимодействия разных категорий населения (детей, подростков, молодежи, взрослых).

Количественная:

1. Увеличилось количество (с 10 до 20 чел.) волонтеров, заинтересовавшихся проблемами детей с особенностями развития и готовых оказать им помощь.

2. Создана благоприятная среда для творческого взаимодействия разных категорий населения (в творческой деятельности Центра увеличилась на 5% доля участия детей, имеющих слабослышащих и глухих родителей).

3. Налажено сотрудничество с волонтерским отрядом "Мириады", с кафедрой теории и практики социально-гуманитарных технологий ДВГГУ, в проекте участвует 3 преподавателя кафедры (кандидаты педагогических, психологических и медицинских наук).

Диагностический инструментарий

Для изучения устойчивых качеств и структурных компонентов личности с целью оптимизации процессов воспитания и обучения в программе используются тесты, анкеты, музыка терапия, арттерапия, адресованные воспитанникам.

Методическое обеспечение программы

Программа предполагает разнообразные формы проведения занятий: лекции, тестирование, практикумы, театрализацию и др.

Формы организации учебного процесса:

– групповая (работа с группой детей);

– индивидуальная (консультации каждого воспитанника).

Формы организации учебных занятий:

– теоретическая подготовка (изучение алфавита, обучение чтению по слогам);

– практическая деятельность (прописи, тренинговые упражнения, ролевые и подвижные игры, поделки).

В программе используются элементы образовательных технологий:

- игровые технологии включают в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей и подростков к учебной деятельности;

- технология коллективно-творческих дел (КДТ) (И.П. Иванов, А.С. Макаренко) – это поиск путей, способов, средств решения общей жизненно важной практической задачидело. В процессе КТД осуществляются в тесном единстве и слиянии следующие воспитательные задачи: политического, нравственного, трудового, умственного, физического, эстетического.

В процессе КТД развиваются три стороны личности: познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы); эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности), деятельностная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).

- технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) (Г.С. Альтшуллер) – это формирование творческого мышления учащихся и воспитание творческой личности, обладающей развитым воображением, подготовленной к стабильному (сильному) решению нестандартных задач в различных областях деятельности. ТРИЗ включает в себя разделы, где изучаются законы развития технических систем, предлагаются пути и способы развития творческого воображения, обосновывается жизненная стратегия творческой личности. Курс РТВ является особым разделом ТРИЗа, где на нетехнических задачах отрабатывается умение применять элементы ТРИЗа, расшатываются привычные представления об объектах, ломаются жесткие стереотипы.

Методы обучения, используемые на занятиях:

– словесные методы (рассказ, объяснение, беседа);

– эвристический метод ("нахожу", "открываю");

– исследовательский метод (предполагает самостоятельный поиск и пути решения поставленных задач);

– наглядные методы (демонстрация схем, таблиц, образцовых работ и т. д.);

– игровые методы (ролевые, деловые, интеллектуальные и творческие игры);

– практические методы (задания, упражнения, тренинги и т. д.).

Подготовка волонтеров к работе с детьми глухих и слабослышащих родителей:

- семинар психологов и педагогов (преподавателей ДВГГУ): "Психолого-педагогические особенности и технологии организации социально-педагогической поддержки детей, имеющих глухих и слабослышащих родителей";

- обучающие курсы по жестовому общению (психолог-сурдопереводчик);

- тренинговые упражнения для волонтеров на коммуникацию, на толерантность: за кругом; комфортное расстояние; слепой поводырь; тонкие нити; чувства; сценка "Перед вами две дороги. Выбирайте..."; игра "Разговор сквозь стекло"; упражнение "Ассоциации".

Комментарии экспертов

Зарегистрироваться как эксперт
Логин
Пароль
Зарегистрироваться