О центре

При поддержке
Президента
Российской Федерации

Предложить проект Вы эксперт? Зарегистрируйтесь!

Командировочные расходы в некоммерческих организациях

В хозяйственной деятельности командировки работников явление весьма распространенное, причем как у коммерческих организаций, так и у некоммерческих. Однако командировкой можно признать далеко не всякую деловую поездку. Какие условия должны выполняться и что следует учесть некоммерческим организациям при командировании своих работников, Вы узнаете из настоящей статьи.

4196

Для начала, рассмотрим, что понимается под "служебной командировкой". Согласно статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), служебная командировка представляет собой поездку работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Из данного определения следует, что в командировку некоммерческая организация (далее – НКО) вправе направить только своего штатного работника. На это указывает и пункт 2 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года №749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" (далее - Постановление №749), которым руководствуются без исключения все работодатели при командировании своих работников как внутри страны, так и за ее пределы.

Следовательно, если НКО направляет в поездку лицо, с которым заключен гражданско-правовой договор, то данная поездка не рассматривается как служебная командировка. Это подтверждает и статья 11 ТК РФ, в которой определено, что на лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера, нормы трудового законодательства не распространяются. Аналогичный вывод содержится в Письме Минфина Российской Федерации от 19 декабря 2006 года №03-03-04/1/844.

Кроме того, следует иметь в виду, что статья 166 ТК РФ прямо выводит из состава командировок служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер. Значит, расходы работников, чей труд связан с регулярными служебными поездками или с разъездным характером работы, не могут рассматриваться в качестве командировочных расходов.

Итак, в командировку НКО может направить практически любого своего штатного работника, за некоторым исключением. Так, трудовое право запрещает направлять в командировки:

работников в период действия ученического договора, при условии, что командировка не связана с ученичеством (статья 203 ТК РФ);

беременных женщин (статья 259 ТК РФ);

работников в возрасте до восемнадцати лет, за исключением несовершеннолетних спортсменов (статья 348.8 ТК РФ) и творческих работников, перечисленных в статье 268 ТК РФ.

Статьей 268 ТК РФ определено, что общий запрет на направление несовершеннолетних в командировку не распространяется на творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле - и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Перечень профессий и должностей творческих работников утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 года №252 "Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации" (далее - Перечень №252).

Учитывая, что НКО создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и иных целей, направленных на достижение общественных благ (статья 2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ "О некоммерческих организациях"), НКО в сфере культуры и искусства достаточно распространенная организационно-правовая форма. Так как большинство должностей работников и профессий рабочих НКО в сфере культуры и искусства включены в Перечень №252, то в командировку НКО может направить и своего несовершеннолетнего сотрудника.

Кроме того, некоторые категории работников НКО могут быть направлены в командировку только с их письменного согласия и только при условии, что это им не запрещено медицинскими показаниями. В силу статьи 259 ТК РФ к такой категории работников относятся женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет.

Причем аналогичные правила распространяются и на:

матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет;

родителей детей – инвалидов;

работников, осуществляющих уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением.

Отметим, что гарантии и льготы, предоставляемые матерям, в том числе связанные с командировками, распространяются на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних (статья 264 ТК РФ).

При этом все работники перечисленных категорий НКО должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказа от командировки. Причем НКО может ознакомить своего работника с таким правом посредством:

направления работнику уведомления;

включением формулировки, подтверждающей факт ознакомления работника с его правом на отказ от направления в командировку, в заявление с выражением согласия;

введением в форму приказа о направлении в командировку реквизита "Отметка об ознакомлении с правом на отказ от направления в служебную командировку в соответствии с абзацем 2 статьи 259 ТК РФ".

В случае несогласия работника, относящегося к любой из перечисленных категорий работников, с его направлением в поездку, руководство НКО обязано командировать другого сотрудника. В противном случае не исключено возникновение трудового спора, который может окончиться привлечением НКО к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, нарушение трудового законодательства может обернуться для НКО штрафом в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, либо приостановлением его деятельности на срок до девяноста суток. Кроме того, под штраф попадают и должностные лица НКО, размер которого в настоящее время варьируется от одной до пяти тысяч рублей. В том случае если должностное лицо учреждения уже привлекалось к административной ответственности по данному основанию, то не исключена его дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Обратите внимание!

Отказ от поездки в служебную командировку вышеперечисленными работниками не считается дисциплинарным проступком, в связи с этим данные работники не могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Данный вывод содержится в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2014 года №1 "О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних".

Так как командированный сотрудник – это лицо, работающее в НКО на основании трудового соглашения, то на него помимо общих гарантий и компенсаций, установленных ТК РФ, распространяются еще и гарантии и компенсации, установленные статьей 167 ТК РФ. На это указывает статья 165 ТК РФ.

Из норм статьи 167 ТК РФ вытекает, что при направлении своего работника в командировку НКО сохраняет за ним место работы (должность) и средний заработок, а также возмещает ему командировочные расходы, связанные с выполнением служебного поручения.

При расчете среднего заработка НКО, как и все иные работодатели, руководствуется нормами статьи 139 ТК РФ с учетом Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года №922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы". При этом суммы заработной платы, начисленные работнику за время пребывания в командировке, учитываются организацией не в составе командировочных расходов, а в составе расходов на оплату труда.

Состав возмещаемых расходов, связанных с командировками, определен статьей 168 ТК РФ, к таковым относятся:

расходы по проезду;

расходы по найму жилого помещения;

дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Обратите внимание!

Если НКО является организацией, финансируемой из федерального бюджета, то в части возмещения командировочных расходов ему надлежит руководствоваться такими нормативными документами, как:

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 года №729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" (далее - Постановление №729);

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 года №812 "О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета";

Приказ Минфина Российской Федерации от 2 августа 2004 года №64н "Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" и иными нормативными документами, относящимися к бюджетной сфере.

Если же НКО является государственным учреждением субъекта Российской Федерации, муниципальным учреждением, то в части возмещения командировочных расходов ему надлежит руководствоваться соответственно нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Иные НКО вправе решать самостоятельно в каком размере и порядке они будут возмещать командировочные расходы своим работникам. Единственное, что требует трудовое право в такой ситуации - это закрепить установленные нормы и порядок возмещения в своем коллективном договоре или ином локальном нормативном документе, например, в Положении о командировках.

Еще раз отметим, что командировкой признается выполнение поручения вне места постоянной работы. Обратимся к статье 57 ТК РФ, посвященной содержанию трудового договора. Из указанной статьи вытекает, что местом постоянной работы считается место расположения организации (ее обособленного подразделения), работа в котором обусловлена трудовым договором. Причем это может быть как головной офис фирмы, так и ее структурное подразделение, расположенное в другой местности. В последнем случае в трудовом договоре, заключаемом с работником, оговаривается, что местом работы сотрудника является обособленное подразделение организации, расположенное по адресу, отличному от местоположения самой организации. Поэтому для сотрудников, работающих в обособленных подразделениях НКО, поездка в головную организацию также будет являться служебной командировкой и наоборот.

Сегодня это прямо предусмотрено и пунктом 3 Постановления №749, в котором определено, что поездка работника, направляемого в командировку по распоряжению работодателя или уполномоченного им лица в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой. Заметим, что в отличие от статьи 57 ТК РФ, Постановление №749 не содержит указаний на то, что место расположения обособленного подразделения должно быть расположено в иной местности. В силу чего можно приравнять к служебной командировке и поездку сотрудника в обособленное подразделение своей организации для выполнения служебного поручения в пределах одного населенного пункта.

Однако, по мнению автора, в данном случае необходимо исходить из норм документа, имеющего более высокий статус, а именно из норм трудового законодательства, тем более что в части командировок ключевое значение имеет все-таки наличие поездки работника, предусматривающей временное проживание вне места своего постоянного проживания.

ТК РФ не ограничивает сроков служебных командировок и не поясняет того, кем он определяется. Вместе с тем, в пункте 4 Постановления №749 определено, что срок командировки определяется работодателем самостоятельно, с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения. Аналогичная точка зрения содержится и в Письме УФНС Российской Федерации по городу Москве от 28 октября 2010 года №16-15/113462@.

Причем ни ТК РФ, ни Постановление №749 не содержат каких-либо ограничений в части минимальных или максимальных сроков служебных командировок. Поэтому работник может быть направлен, как в однодневную командировку, так и в длительный вояж.

Поэтому общие сроки командировки устанавливаются работодателем – НКО без каких либо ограничений. Вместе с тем, нужно учитывать, что командировка представляет собой временное событие, в течение которого работник выполняет поручение работодателя. Поэтому направление в очень длительную служебную поездку может быть расценено контролирующими органами, как перевод на другую работу, со всеми вытекающими последствиями.

Нужно сказать, что, помимо всего прочего, командировка работника должна быть документально оформлена соответствующим образом.

Напоминаем, что организации, за исключением организаций государственного сектора, вправе применять как самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов с учетом требований пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Закон №402-ФЗ), так и унифицированные формы. Это вытекает из статьи 9 Закона №402-ФЗ. Организации государственного сектора применяют только формы первичных учетных документов, установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, государственные и муниципальные НКО обязаны применять формы первичной учетной документации по учету командировочных расходов, утвержденные Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 5 января 2004 года №1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" (далее - Постановление №1).

Учитывая, что Закон №402-ФЗ не запрещает применение типовых форм бухгалтерских документов для частных НКО, то нет нужды изобретать что-то новое, можно командировки работников подтверждать типовыми первичными документами.

Несмотря на то, что требования бухгалтерского учета, в соответствии со статьей 6 Закона №402-ФЗ, распространяются не на всех НКО (исключение составляют НКО, перешедшие на специальные режимы налогообложения), они также обязаны подтверждать свои операции первичными документами.

Таким образом, служебное задание можно оформить на бланке унифицированной формы "Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении" (форма №Т-10а), утвержденной Постановлением №1. В задании указывают фамилию, имя и отчество работника, направленного в командировку, структурное подразделение, где он трудится, его профессию или должность, место командировки, даты начала и окончания поездки, а также количество календарных дней командировки. Данный документ подписывается руководителем подразделения, в котором работает командируемый работник. Служебное задание утверждается и передается в кадровую службу для издания приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку.

Приказ (распоряжение) оформляется на бланке формы "Приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку" (форма №Т-9 (для одного работника) или №Т-9а (для нескольких работников)), утвержденной Постановлением №1.

На основании утвержденного приказа (распоряжения) оформляется командировочное удостоверение. Оно выписывается в одном экземпляре на бланке формы №Т-10, утвержденной Постановлением №1. Удостоверение вручается сотруднику, направляемому в командировку, и находится у него в течение всего ее срока. Данный документ подтверждает фактическое время пребывания командированного лица в служебной поездке, которое определяется по отметкам о времени прибытия в место командировки и выбытия сотрудника.

Имейте в виду, что при командировках по Российской Федерации и в большинство стран СНГ наличие командировочного удостоверения является обязательным. Если имеет место поездка в страны дальнего зарубежья, то можно обойтись и без оформления указанного документа, на что указывает пункт 15 Постановления №749.

В соответствии со статьей 168 ТК РФ при направлении работников НКО командировки, работодатель обязан возместить расходы, связанных со служебной командировкой, в том числе:

- расходы по проезду;

- расходы по найму жилого помещения;

- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

- иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

При этом перечень "иных расходов", их предельный размер, а так же размер суточных должен быть указан в положении о служебных командировках, коллективном договоре или ином локальном документе. К иным расходам могут быть отнесены оплата питания, услуги такси, услуги связи, в том числе пользование интернетом.

Перед отправлением работника в служебную командировку ему выдается денежный аванс на оплату расходов по проезду и найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Это прямо предусмотрено пунктом 10 Постановления №749.

Выдача наличных денег подотчетному лицу производится на основании расходного кассового ордера 0310002 (форма №КО-2 утверждена Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18 августа 1998 года №88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации").

Расходный кассовый ордер 0310002 оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему запись о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату. Данные требования содержаться в пункте 6.3 Указания Банка России от 11.03.2014 №3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства".

По возвращении из командировки в течение 3 рабочих дней командированный сотрудник обязан представить в бухгалтерию учреждения авансовый отчет об израсходованной в командировке сумме и произвести окончательный расчет по выданному ему перед отъездом денежному авансу (пункт 26 Постановления №749).

Отметим, что в НКО, финансируемых из бюджета, авансовый отчет сдается в бухгалтерию по форме 0504049, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 15 декабря 2010 года №173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".

Во всех иных НКО может использоваться унифицированная форма №АО-1 "Авансовый отчет", утвержденная Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 1 августа 2001 года №55 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации №АО-1 "Авансовый отчет".

К авансовому отчету прилагаются командировочное удостоверение, оформленное надлежащим образом, документы о найме жилого помещения, фактических расходах по проезду (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей) и об иных расходах, связанных с командировкой.

После проверки авансового отчета и утверждения его руководителем НКО командировочные расходы отражаются в бухгалтерском и налоговом учете.

Если имеет место государственное или муниципальное НКО, то бухгалтерский учет ведется ими в соответствии с:

- Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 1 декабря 2010 года №157н;

- Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 16 декабря 2010 года №174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" - если это бюджетное учреждение;

- Планом счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 23 декабря 2010 года №183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению" - если это автономное учреждение;

- Планом счетов бюджетного учета и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 6 декабря 2010 года №162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" - если это казенное учреждение.

Иные НКО при ведении бухгалтерского учета руководствуются нормами Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н и действующими бухгалтерскими стандартами.

Поскольку в настоящее значительная часть НКО представлена в виде частных НКО, рассмотрим, как ими отражаются командировочные расходы в бухгалтерском учете.

Для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и прочие расходы, предназначен счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами".

В бухгалтерском учете расходы организации, связанные с командировками, признаются расходами по обычным видам деятельности. Это вытекает из пунктов 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н (далее – ПБУ 10/99).

Согласно пункту 9 ПБУ 10/99 данные расходы включаются в себестоимость проданных товаров, продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

Пунктом 18 ПБУ 10/99 определено, что расходы по обычным видам деятельности признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Причем любые расходы компании, в том числе и командировочные расходы, признаются в бухгалтерском учете при одновременном выполнении всех условий, установленных пунктом 16 ПБУ 10/99. В противном случае в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

Таким образом, командировочные расходы НКО признаются в бухгалтерском учете на основании утвержденных авансовых отчетов работников. Такой вывод следует из пункта 16 ПБУ 10/99.

На дату утверждения авансового отчета суммы, учтенные на счете 71 "Расчеты с подотчетными лицами", списываются на соответствующие счета затрат.

В налоговом учете командировочные расходы всех типов НКО учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Такая же позиция высказана и в Письме УФНС Российской Федерации по городу Москве от 19 мая 2009 года №16-15/049826.

Однако признать командировочные расходы налогооблагаемыми НКО может только при условии, что они отвечают всем критериям статьи 252 НК РФ.

Как сказано в пункте 1 статьи 252 НК РФ расходами для целей налогообложения признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии:

с законодательством Российской Федерации;

в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы.

Кроме того, в целях налогообложения затраты налогоплательщика могут подтверждаться и документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы, например, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе и так далее.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Отметим, что для целей налогообложения прибыли к командировочным расходам налогоплательщика относятся, в частности расходы на (подпункт 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ):

проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;

наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);

суточные или полевое довольствие;

оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

Причем в силу того, что данный перечень не является закрытым, то для целей налогообложения прибыли командировочными расходами налогоплательщики могут признавать и иные расходы, произведенные в поездке.

Следует иметь в виду, что суточные, выплачиваемые при командировках, НКО вправе учитывать для целей налогообложения прибыли в размере, установленном "внутренними" нормами организации.

Иначе дело обстоит с налогообложением суточных налогом на доходы физических лиц, так как в части НДФЛ суточные подлежат нормированию.

Пунктом 3 статьи 217 НК РФ определено, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки, как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации и не более 2 500 рублей за каждый день нахождения в заграничной командировке.

Таким образом, не облагаются НДФЛ суточные в размере, не превышающем 700 рублей за каждый день нахождения в российской командировке и 2 500 рублей за каждый день нахождения в командировке за рубежом.

Причем эти нормы касаются не только работников частных НКО, но в полной мере распространяются и на работников организаций, финансируемых из бюджета (Решение ВАС Российской Федерации от 26 января 2005 года №16141/04 "О признании недействующим письма МНС Российской Федерации от 17 февраля 2004 №04-2-06/127 "О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных со служебными командировками").

В том случае если внутренними нормами компании предусмотрен более высокий размер суточных, то сумма превышения признается налогооблагаемым доходом физического лица, и, следовательно, организация должна выступить налоговым агентом по НДФЛ - удержать с работника сумму налога и перечислить его в бюджет. Аналогичные разъяснения содержатся в Письме Минфина Российской Федерации от 11 июня 2009 года №03-04-06-01/133.

В силу статьи 224 НК РФ обложение налогом суммы превышения производится по ставке 13%. Организация обязана удержать исчисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов работника на дату выплаты дохода (суточных), на это Минфин Российской Федерации указал в своем Письмах от 25 июня 2010 года №03-04-06/6-135, от 1 февраля 2008 года №03-04-06-01/27.

Помимо нормирования командировочных суточных, нормы абзаца 12 пункта 3 статьи 217 НК РФ содержат нормирование и в части неподтвержденных расходов на оплату жилья. При непредставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации и не более 2 500 рублей за каждый день нахождения в заграничной командировке.

Автор В.В.Семенихин. Материал предоставлен ОАО "РОСБУХ"

Комментарии экспертов

Зарегистрироваться как эксперт
Логин
Пароль
Зарегистрироваться