О центре

При поддержке
Президента
Российской Федерации

Предложить проект Вы эксперт? Зарегистрируйтесь!

Налог на прибыль по целевым поступлениям в НКО

Налоговый кодекс Российской Федерации содержит понятие целевых поступлений, а также перечень доходов, относимых к таковым в целях налогообложения прибыли организаций. Из предлагаемой статьи читатели узнают о том, что относится к средствам целевых поступлений, а также как осуществляется учет этих средств в соответствии с налоговым законодательством.

4514

Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) определены доходы, как учитываемые, так и не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Напомним, что к доходам организации, учитываемым в целях налогообложения прибыли, согласно классификации, определенной статьей 248 НК РФ, относятся доходы от реализации и внереализационные доходы.

Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, содержит статья 251 НК РФ, и в этот перечень включены целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). Согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ к целевым поступлениям относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и местного самоуправления, решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные получателями по назначению.

Обратите внимание!

Налогоплательщики - получатели целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Итак, исходя из пункта 2 статьи 251 НК РФ, получателями целевых поступлений являются некоммерческие организации.

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Такое определение содержит пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Далее в статье мы рассмотрим, что относится к целевым поступлениям и приведем разъяснения Минфина по некоторым вопросам.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности:

- осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами (подпункт 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ).

Несколько слов о пожертвованиях. Статьей 582 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться как гражданам, так и юридическим лицам (лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям соцзащиты и иным аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом), а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 ГК РФ.

Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено использованием жертвователем этого имущества по определенному назначению, при этом такое назначение должно отвечать критерию направленности на достижение общеполезной цели, необходимому для признания имущества пожертвованием в смысле, придаваемом ГК РФ, на что указано в Письмах Минфина Российской Федерации от 20 февраля 2012 года №03-07-11/121, от 5 августа 2011 года №03-03-06/4/89.

На основании статей 7, 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ "Об общественных объединениях" одной из организационно-правовых форм общественного объединения является общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Имущество общественного объединения формируется, в том числе, на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом, добровольных взносов и пожертвований, что установлено статьей 31 названного выше закона. В Письме Минфина Российской Федерации от 5 августа 2011 года №03-03-06/4/91 отмечено, что пожертвования, полученные общественной организацией на реализацию ею уставных задач, признаются целевыми поступлениями, не подлежащими налогообложению налогом на прибыль, только в том случае, если полученные средства направлены на достижение общеполезной цели и организация ведет раздельный учет таких поступлений. В иных случаях поступления в пользу общественной организации учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в качестве безвозмездно полученного имущества в составе внереализационных доходов на основании пункта 8 статьи 250 НК РФ (Письмо Минфина Российской Федерации от 20 апреля 2012 года №03-07-11/121).

- целевые поступления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года №127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (подпункт 1.1 пункта 2 статьи 251 НК РФ);

- средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.

В Письме Минфина Российской Федерации от 15 апреля 2013 года №03-03-06/4/12497 сказано, что денежные средства в виде субсидий, получаемые некоммерческой организацией из бюджета на возмещение затрат, не связаны с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), они не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 251 НК РФ.

- средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (подпункт 4 пункта 2 статьи 251 НК РФ).

Согласно статье 5 Федерального закона от 11 августа 1995 года №135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон №135-ФЗ) под участниками благотворительной деятельности понимаются, в частности, граждане или юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации.

Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных Законом №135-ФЗ целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц (пункт 1 статьи 6 Закона №135-ФЗ).

Согласно разъяснениям, данным в Письме УФНС Российской Федерации по городу Москве от 1 августа 2009 №16-15/091200, только благотворительные организации, созданные в качестве таковых в соответствии с Законом №135-ФЗ, вправе на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 251 НК РФ не учитывать в целях налогообложения прибыли средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.

- совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов (подпункт 5 пункта 2 статьи 251 НК РФ).

Обратите внимание!

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №410-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" негосударственные пенсионные фонды (далее - НПФ), являющиеся некоммерческими организациями, после согласования с Банком России, подлежат преобразованию в НПФ, являющиеся акционерными обществами, или ликвидации в следующие сроки:

до 1 января 2016 года - НПФ, осуществляющие деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию;

до 1 января 2019 года - НПФ, не осуществляющие деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

Данные разъяснения приведены в Письме Банка России от 17 июля 2014 года №06-57/5776 "О представлении в Банк России бухгалтерской (финансовой) и специальной отчетности негосударственными пенсионными фондами, преобразованными в акционерные общества".

При этом уставный капитал создаваемого акционерного пенсионного фонда не может быть менее 120 миллионов рублей и более стоимости имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности реорганизуемого НПФ, определенного по данным бухгалтерского учета на последний календарный день месяца, предшествующего дате принятия решения о реорганизации НПФ в форме преобразования в акционерный пенсионный фонд.

- средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии в коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью (подпункт 9 пункта 2 статьи 251 НК РФ).

Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации установлены статьей 377 ТК РФ.

Согласно положениям данной статьи в случаях, предусмотренных коллективным договором, работодатель отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.

Работодатели, заключившие коллективные договоры или на которых распространяется действие отраслевых (межотраслевых) соглашений, по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной организации денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями.

Таким образом, если коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями предусмотрены условия и порядок перечисления денежных средств из заработной платы работников, не являющихся членами профсоюза, по их письменному заявлению на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью, то указанные средства не учитываются на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 251 НК РФ при выполнении условий, установленных данным пунктом статьи 251 НК РФ. Аналогичное мнение высказано в Письме Минфина Российской Федерации от 12 мая 2012 года №03-03-06/4/33.

- средства, которые получены профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон №40-ФЗ), и предназначены для финансирования предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств компенсационных выплат в целях формирования фондов в соответствии с требованиями международных систем обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, к которым присоединилась Российская Федерация, средства, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств указанным профессиональным объединением страховщиков в виде сумм возмещения компенсационных выплат и расходов, понесенных в связи с рассмотрением требований потерпевших о компенсационных выплатах, а также средства, полученные в качестве платы за аккредитацию операторов технического осмотра в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств (подпункт 12 пункта 2 статьи 251 НК РФ);

- денежные средства, полученные некоммерческими организациями - собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года №275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (далее - Федеральный закон №275-ФЗ) (подпункт 14 пункта 2 статьи 251 НК РФ).

По разъяснениям, содержащимся в Письме Минфина Российской Федерации от 15 мая 2007 №03-03-06/4/63, основанием для применения подпункта 14 является получение некоммерческой организацией - собственником целевого капитала денежных средств от управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Федеральным законом №275-ФЗ. При этом условием освобождения указанных денежных средств от налогообложения налогом на прибыль является использование их по целевому назначению.

Доход от целевого капитала подлежит передаче некоммерческой организации - собственнику целевого капитала в течение 15 дней после завершения отчетного периода, определенного договором доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, если иной срок не предусмотрен данным договором.

По мнению Минфина, подпункт 14 пункта 2 статьи 251 НК РФ подлежит применению на дату фактического получения налогоплательщиком денежных средств. При этом денежные средства, отраженные управляющей компанией в качестве дохода на счете доверительного управления, но не перечисленные некоммерческой организации, не могут рассматриваться как целевые поступления для целей налогообложения прибыли.

- средства, которые получены профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 2012 года №67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном", и предназначены для финансирования компенсационных выплат, предусмотренных указанным законом, а также средства, полученные этим профессиональным объединением страховщиков в виде сумм возмещения компенсационных выплат и расходов, понесенных в связи с рассмотрением требований потерпевших о компенсационных выплатах (подпункт 17 пункта 2 статьи 251 НК РФ);

- средства, которые получены объединением туроператоров в сфере выездного туризма, созданным в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года №132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", в виде взносов, перечисленных в компенсационный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма, предназначенный для финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам;

- средства, которые получены объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2011 года №260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства", и предназначены для формирования фонда компенсационных выплат и осуществления компенсационных выплат, предусмотренных указанным законом (подпункт 19 пункта 2 статьи 251 НК РФ);

- имущество, имущественные права, переходящие некоммерческим организациями по завещанию в порядке наследования (подпункт 2 пункта 2 статьи 251 НК РФ);

- использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям (подпункт 7 пункта 2 статьи 251 НК РФ);

- отчисления адвокатских палат субъектов Российской Федерации на общие нужды Федеральной палаты адвокатов в размерах и порядке, которые определяются Всероссийским съездом адвокатов; отчисления адвокатов на общие нужды адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации в размерах и порядке, которые определяются ежегодным собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты этого субъекта Российской Федерации, а также на содержание соответствующего адвокатского кабинета, коллегии адвокатов или адвокатского бюро (подпункт 8 пункта 2 статьи 251 НК РФ);

- использованные по назначению средства, полученные структурными организациями ДОСААФ Российской Федерации от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, и (или) другого органа исполнительной власти по генеральному договору, а также целевые отчисления от организаций, входящих в структуру ДОСААФ Российской Федерации, используемые в соответствии с учредительными документами на подготовку в соответствии с законодательством Российской Федерации граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта (подпункт 10 пункта 2 статьи 251 НК РФ);

- средства, полученные некоммерческими организациями безвозмездно на обеспечение ведения уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, от созданных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации структурных подразделений (отделений), являющихся налогоплательщиками (далее в целях настоящей статьи - структурные подразделения (отделения), перечисленные структурными подразделениями (отделениями) за счет целевых поступлений, поступивших им на содержание и ведение уставной деятельности (подпункт 10.1 пункта 2 статьи 251 НК РФ);

- средства, полученные структурными подразделениями (отделениями) от создавших их в соответствии с законодательством Российской Федерации некоммерческих организаций, перечисленные некоммерческими организациями за счет целевых поступлений, полученных ими на содержание и ведение уставной деятельности (подпункт 10.2 пункта 2 статьи 251 НК РФ);

- имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности (подпункт 11 пункта 2 статьи 251 НК РФ);

- денежные средства, недвижимое имущество, ценные бумаги, полученные некоммерческими организациями на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом №275-ФЗ (подпункт 13 пункта 2 статьи 251 НК РФ);

- денежные средства, полученные некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с Федеральным законом №275-ФЗ (подпункт 15 пункта 2 статьи 251 НК РФ);

- имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности (подпункт 16 пункта 2 статьи 251 НК РФ).

Например, администрация района города может передать во временное безвозмездное пользование региональному отделению партии нежилое помещение, такое договор заключается в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 11 июля 2001 года №95-ФЗ "О политических партиях".

Из Письма Минфина Российской Федерации от 15 июня 2011 года №03-03-06/4/69 следует, что у регионального отделения политической партии, получившего безвозмездно по решению органов государственной власти или местного самоуправления имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным или муниципальным имуществом, при выполнении условий, перечисленных в пункте 2 статьи 251 НК РФ, не возникает дохода в виде безвозмездно полученных имущественных прав.

Автор В.В.Семенихин. Материал предоставлен ОАО "РОСБУХ"

Комментарии экспертов

Зарегистрироваться как эксперт
Логин
Пароль
Зарегистрироваться