О центре

При поддержке
Президента
Российской Федерации

Предложить проект Вы эксперт? Зарегистрируйтесь!

Обзор судебной практики по НКО

В судебной практике в отношении НКО наиболее представленными являются дела, связанные с ликвидацией НКО, а также дела, связанные с претензиями налоговых органов.

6603

В судебной практике в отношении НКО наиболее представленными являются дела, связанные с ликвидацией НКО, а также дела, связанные с претензиями налоговых органов (в данной статье не рассматриваются хозяйственные споры, когда одной из сторон спора выступает НКО).

Ликвидация НКО по заявлению Министерства юстиции РФ

Суд может ликвидировать некоммерческую организацию по заявлению Министерства юстиции Российской Федерации за несоблюдение законодательства

Например:

Решение Верховного Суда РФ от 27.01.2012 № ГКПИ11-2084: Министерство юстиции обратилось Верховный в суд с заявлением о ликвидации Общероссийской ассоциации общественных объединений российских немцев "Содружество" ("Гемайншафт") в связи с неоднократными и грубыми нарушениями действующего законодательства Российской Федерации, неустранением в срок, установленный федеральным органом государственной власти, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности Ассоциации. Минюст РФ выносил предупреждение и обязывал Ассоциацию устранить нарушения в срок до 27 декабря 2010 г., чего не было сделано. Распоряжением Минюста России от 8 апреля 2011 г. № 706-р приостановлена деятельность Ассоциации на срок до 13 октября 2011 г., однако в течение установленного срока Ассоциация не устранила нарушения, послужившие основанием для приостановления ее деятельности.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 258 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить: ликвидировать Общероссийскую ассоциацию общественных объединений российских немцев "Содружество" ("Гемайншафт"), учетный номер 4132, исключив ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Также суд может ликвидировать общественное объединение за несоответствие организационно-правовой формы законодательству и/или за неустранение в срок, установленный Министерством юстиции, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения

Например:

Определение от 11 октября 2011 г. № 16-Г11-41: Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рассмотрела кассационную жалобу начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на решение Волгоградского областного суда от 01 августа 2011 г., которым отказано в удовлетворении заявления Управления Министерства юстиции к общественной организации - Общественное объединение "Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области" о ликвидации данного объединения, так как действующим законодательством такая форма самоорганизации казаков как национально-культурная автономия не предусмотрена, в связи с чем организации дважды предлагалось провести общее собрание, на котором решить вопрос о реорганизации национально-культурной автономии в казачье общество, либо о внесении изменений в устав в связи со сменой наименования. В установленный срок и до момента суда организацией предупреждения не исполнены, соответствующие документы в Управление юстиции не представлены, что является основанием для ликвидации. Ответчик с предъявленными требованиями не согласился и просил в их удовлетворении отказать.

Суд не учел, что правовые основы создания и функционирования национально-культурной автономии регулируются специальным законом ФЗ "О национально-культурной автономии", а деятельность российского казачества специальным законом - ФЗ "О государственной службе российского казачества, а так же пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. № 632 (в ред. от 30 апреля 2009 г.) "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества".

Содержание данных правовых норм свидетельствует о том, что формой самоорганизации казаков являются казачьи общества.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены с достаточной полнотой, Судебная коллегия с целью исправления судебной ошибки, допущенной судом первой инстанции в применении норм материального права, находит возможным, отменить решение Волгоградского областного суда от 01 августа 2011 г. и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по нему новое решение об удовлетворении заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области к общественной организации - Общественное объединение "Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области" о ликвидации данного объединения.

Судебная практика с участием НКО в регионах РФ

Согласно исследованию практики рассмотрения в судах различных инстанций споров с участием некоммерческих организаций в течение 2012-2013 годов Некоммерческого партнерства "Юристы за гражданское общество", некоммерческие организации редко обращаются за разрешением споров в суд, лишь в 21% дел некоммерческие организации выступали в качестве истца. В большинстве споров (82%) с участием некоммерческих организаций одной из сторон являлись государственные органы.

Результаты исследования также показывают, что одним из значительных факторов, влияющих на положительное решение для некоммерческих организаций при рассмотрения спора, является именно статус истца, то есть инициатора судебного рассмотрения спора.

В тех делах, где организация выступила истцом, суд в 65% случаев принимал решение в её пользу, и участие органов власти практически не влияло на характер решения. Однако если НКО выступала ответчиком, суд принимал решения в пользу организации только в 20% случаев. При этом НКО выигрывали почти в два раза реже, когда истцом были органы власти, по сравнению со спорами с участием других истцов (17% против 30%).

Особый интерес вызывают дела, связанные с ликвидацией некоммерческих организаций, в том числе прекращением деятельности общественных объединений (68% административных дел). В большинстве случаев такие дела рассматриваются по искам территориальных управлений Минюста России (97%) и в 90% случаев заканчиваются решением о ликвидации.

Из тех 10% случаев, когда суд в ликвидации отказывает, необходимо особо отметить следующие основания для отказа: отказ от иска в связи с изменившимися обстоятельствами (организации представили отчеты), а также неявка представителя Минюста в судебное заседание.

Интересны результаты исследования по делам, касающимся налоговых вопросов. Хотя во всех из них принимали участие органы власти, а некоммерческих организации выступали ответчиком, доля положительных для некоммерческих организаций решений составила 76%.

Комментарии экспертов

Зарегистрироваться как эксперт
Логин
Пароль
Зарегистрироваться